Цитаты на каждый день. А.Соболев.


покупка, доставка,
техподдержка
 
в формируемом заказе:0 словарей
Показать содержание заказа

Цитаты на каждый день. А.Соболев
ISBN 586455037X, Издатель: ЭТС
Около 50,000 слов-ссылок, 3,000 цитат по 17 тематическим разделам на базе сборника 'Умное слово' (афоризмы, высказывания, крылатые слова, цитаты с описанием их происхождения и разъяснениями, дается краткая биография авторов)
Это не словарь для Polyglossum, а отдельная программа.
Работает в windows 98/Me/NT/2000/XP

Афоризмы, мысли, изречения, крылатые слова

Меткое и к месту сказанное слово всегда рассматривалось людьми как признак острого ума.

Словарь "Цитаты на все случаи жизни" будет полезен для любых категорий пользователей: от школьника до госчиновника высшего ранга. Электронная версия подготовлена на базе сборника А.И.Соболева 'Умное слово' и содержит более 3000 афоризмов, изречений и крылатых слов с объяснением их происхождения.

Электронная версия хороша тем, что практически сразу же позволяет найти нужное слово или выражение. При этом поиск может осуществляться, как сквозной, так и по 17 тематическим разделам, как по алфавитному списку так и заданием произвольных слов и словосочетаний.

Найденные тексты Вы можете через буфер обмена Windows переносить в другие прграммы.


УМНОЕ СЛОВО
Афоризмы, мысли, изречения, крылатые слова
Составитель текста и автор комментариев А. И. Соболев

ПРЕДИСЛОВИЕ

История мировой культуры - это не только каменный топор неандертальца, паровая машина и атомный реактор, закон Архимеда, первый микроскоп и советские космические корабли. История мировой культуры-это не только великолепие индийского храма Тадж-Махал, скульптуры Фидия, фрески Рублева, полотна Рембрандта и музыка Чайковского... Это также глиняные клинописные таблички, египетские папирусы, пергаментные и металлические свитки, записи на камне и бересте. И книги. Миллионы и миллионы книг, в которых навеки отлиты мысли людей, их создавших, общественных и политических деятелей, философов и ученых, писателей и поэтов. Подчиняя себе природу и изменяя свои общественные отношения, люди все выше и выше поднимались по лестнице общественного прогресса, и каждый шаг в поступательном развитии общества, каждый рывок вперед в историческом развитии человечества запечатлен в мысли и слове Человека-творца.

К сожалению, далеко не все созданные человечеством ценности духовной культуры дошли до наших дней. Подлинным творцом духовной культуры является народ. Но в обществе, основанном на частной собственности, господствующие классы душат, давят, всячески притесняют народные таланты. И сколько замечательных мыслей не дошло до наших дней хотя бы потому, что их авторы принадлежали к угнетаемой части общества и не имели возможности, будучи неграмотными, даже их записать... А мысли записанные, разве они все сохранились? Вспомним, что уже начиная с древнейших времен произведения многих выдающихся прогрессивных мыслителей преследовались и зачастую уничтожались вместе с их авторами, что только во времена средневековья десятки тысяч "еретиков" (и, конечно, созданные ими произведения) были сожжены на кострах "святой" инквизиции.

Не удивительно поэтому, что от всех сочинений замечательного древнегреческого материалиста-диалектика Гераклита до нас дошло всего лишь несколько десятков фрагментов, а об одном из величайших материалистов древней Греции, учителе Демокрита - Левкиппе мы, по существу, ничего не знаем, кроме его имени. Многие бесценные сокровища мысли утеряны человечеством навсегда и по ряду других причин. Около 700 тысяч свитков хранилось, например, в знаменитой Александрийской библиотеке. Здесь были не только почти все произведения греческой литературы и науки, но и многие переведенные на греческий язык произведения восточных литератур. В 47 г. до н. э. эта уникальная библиотека пострадала от пожара, а позднее все ее фонды (включая и поступившие в распоряжение Александрии книжные сокровища Пергамской библиотеки) вообще погибли. Вот почему такую огромную, воистину общечеловеческую ценность представляют дошедшие до нас мысли выдающихся деятелей культуры прошлых эпох. Сборник "Умное слово" состоит в основном из афоризмов и изречений

В этих афоризмах и изречениях, составленных по принципу "немного, но многое", - квинтэссенция народного опыта, сгусток народной мудрости. Здесь тесно словам, но зато просторно мыслям. Многие из этих афоризмов и изречений, в обобщенной форме выражая сущность очень сложных явлений, настолько метки и значимы, что воспринимаются последующими поколениями уже не как мысль того или иного конкретного лица, а как выражение умонастроения целой эпохи. Лаконичность, содержательность, глубина, яркость многих афоризмов, дошедших до наших дней, представляют не только большую познавательную ценность, но и придают им современное звучание. Когда, например, мы встречаем афоризм Пифагора: "Статую красит вид, а человека-деяние его", то мы не можем не присоединиться к этому мнению древнегреческого философа, хотя оно было высказано почти две с половиной тысячи лет назад. Умное слово - вечно!

Свойство афоризма в яркой форме лаконично выражать глубокие по степени обобщения мысли в свое время породило даже своеобразный литературный жанр - афористическую литературу. Поскольку произведения этого жанра являлись чем-то средним между философским и художественным произведением, ему отдали дань и философы (например, М. Монтень, Б. Паскаль), и литераторы-моралисты (например, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер), и многие писатели и поэты (например, Г. Гейне, О. Уайльд). Литература подобного рода существует и в нашем веке. Сошлемся хотя бы на имена знаменитого чешского писателя Карела Чапека, известного русского историка В. О. Ключевского, видного современного польского философа и писателя Тадеуша Котарбиньского, автора многочисленных "поведзонок". В афористическом стиле выдержаны "Логико-философский трактат" и "Философские исследования" австрийского философа-позитивиста Людвига Витгенштейна и т. д.

Но уже в XIX веке литература этого жанра принимает все более ярко выраженный сатирический характер. Своеобразным и, пожалуй, наиболее ярким произведением этого плана (и в некотором отношении пародией на сам литературный жанр афористики) явились знаменитые "Афоризмы" Козьмы Пруткова (литературный псевдоним, создателями которого были А. К. Толстой и братья Жемчужниковы). Афоризмы Козьмы Пруткова как образчик скудоумного, но весьма самодовольного "глубокомыслия" нередко с иронией цитируются и в наши дни. В свое время, выступая на открытии Института живого слова, А. В. Луначарский говорил: "Социализм не может не позаботиться о том, чтобы рядом с физическим, умственным, этическим и эстетическим воспитанием советского человека не была забыта такая важная и касающаяся всех четырех граней жизни задача, как задача развития речи и расцвета ее культуры".

"Развитие речи и расцвет ее культуры..." Это предполагает, прежде всего, всемерное изучение замечательного публицистического таланта и ораторского искусства таких вдохновенных титанов мысли, какими были Маркс, Энгельс и Ленин. Это предполагает, далее, умелое использование огромного ораторского опыта, накопленного на протяжении десятков лет такими страстными пропагандистами идей марксизма-ленинизма, какими были Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Я. М. Свердлов, какими являются ныне руководители Коммунистической партии Советского Союза, а также многие деятели братских коммунистических партий.

Вспоминая о славных традициях лучших трибунов КПСС и мирового коммунистического движения, учась у них искусству огненного правдивого слова, каждый из нас не может не задуматься над тем, как талантливо и умело великие трибуны большевизма использовали и используют в своих печатных и устных выступлениях лучшие образцы ораторского искусства выдающихся деятелей культуры прошлого. Именно такого бережного отношения ко всему ценному и умному, что есть в культурном наследстве, всегда требовал В. И. Ленин. Он писал: "...Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры" (Соч., т. 31, стр. 292).

Уметь, критически и творчески переработав, использовать то лучшее, что содержится в духовном наследстве прошлых поколений, для того чтобы, непрерывно общаясь с народом, нести в массы проникновенное слово партийной правды, говорить с людьми живым, доходящим до самого сердца языком, - как часто эти ленинские заповеди предавались забвению в недавнем прошлом, во времена культа личности Сталина. Выступающие товарищи зачастую боялись импровизации, сочного образа, ярких сравнений. Умное слово сплошь и рядом подменялось чтением заранее написанных шпаргалок, язык многих лекторов и особенно авторов различных брошюр, посвященных общественно-политической тематике, потерял свою индивидуальность. А ведь идейная сила воздействия слова (а в политической пропаганде и агитации особенно!) находится в прямой зависимости от мастерства оратора, от его умения "жечь глаголом" сердца слушателей. "Личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно много значит. Без них нет политической деятельности, и даже само писание становится менее политическим",-писал В. И. Ленин (Соч., т. 34, стр. 277-278).

Ныне, в условиях перехода от социализма к коммунизму, миллионы и миллионы советских людей принимают самое активное, самое непосредственное участие в общественно-политической деятельности. Выступая на собраниях и в печати, по радио и телевидению, участвуя в заседаниях советских и партийных органов, высказывая свои мысли и чувства, каждый должен уметь выразить их в наиболее доступной слушателям и в наиболее убедительной для них форме. Мы все нуждаемся в кратком, ярком, сочном, умном слове.

Вот почему нельзя не приветствовать выход в свет сборников, знакомящих советских читателей с лучшими образцами афористики. За последние годы издано несколько таких сборников: "Золотые россыпи" (составитель И. Б. Тумаркин, Одесское книжное издательство), "Мысли и афоризмы" (составители П. Ландесман и Ю. Согомонов, Азербайджанское государственное издательство) и др. Но наиболее удачным, на наш взгляд, является сборник "В мире мудрых мыслей" (составитель С. X. Карин, научный редактор доктор философских наук А. Г. Спиркин, издательство "Знание"). Однако в одном сборнике, даже таком солидном, как "В мире мудрых мыслей", конечно, нет возможности "объять необъятное". Сами издатели этой книги пишут, что "не все темы, включенные в книгу, равнозначны по своей широте, детализации и общественной значимости. Многие темы и совсем не затронуты, а по некоторым, видимо, взято не все самое лучшее". Сказанное целиком относится и к книге "Умное слово". Ее цель состоит в том, чтобы, по мере возможности не повторяясь, предоставить в распоряжение массового читателя дополнительный материал, характеризующий некоторые лучшие образцы афористики как прошлых лет, так и нашего времени.

Советский читатель, если он заинтересуется сборниками афоризмов, выходившими в России в дореволюционное время, или сборниками афоризмов, выпускающимися сейчас за рубежом, невольно будет поражен обилием цитат из религиозных книг, большим количеством изречений, принадлежащих всякого рода реакционным деятелям, высказываниями, в которых всячески пропагандируются идеи стяжательства, человеконенавистничества, национальной розни и т. д. Оно и понятно.

Ведь в духовной культуре прошлого есть много чуждого мировоззрению советского человека. Культура в антагонистических формациях носит ярко выраженный классово-антагонистический характер, она отражает свойственные этим формациям классовые противоречия, она развивается на основе этих противоречий и используется борющимися классами в своих целях. В культуре каждой нации, писал В. И. Ленин, "есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры" (Соч., т. 20, стр. 8).

Для того чтобы господствовать, эксплуататорским классам нужен не только кнут, но и пряник, не только палач, но и поп. Особенно большую роль в духовной жизни людей прошлых эпох по этим причинам играла церковь. Будучи искаженным, фантастическим, ненаучным взглядом на мир, религия на протяжении своей истории мешала людям в достижении истинного и глубокого знания о законах развития природы и общества. Но тем самым она мешала не только правильному познанию мира, но и всей деятельности человека, направленной на его преобразование. Так, например, в период средневековья религия превратила философию в служанку богословия, встала на горло науке, подчинила своему тлетворному воздействию и политику, и право, и мораль, и искусство, на протяжении многих веков оказывала тормозящее воздействие во всех областях общественной жизни. Лишь в борьбе против этого, задерживающего общественный прогресс влияния религии шло развитие духовной культуры человечества.

Стремление дать читателю не просто какой-то винегрет из афоризмов, а комплекс наиболее ярких высказываний мыслителей разных эпох, отражающих процесс развития научного миропонимания, обусловило необходимость исключения из нашего сборника афоризмов, которые были порождены ненаучным, религиозно-идеалистическим взглядом на мир. По этим же соображениям, а также имея в виду дать читателю, особенно пропагандисту, необходимый материал для борьбы с религиозными взглядами, бытующими еще и в наше время, в сборнике имеется специальный раздел "О религии и атеизме", в котором можно ознакомиться с атеистическими взглядами и высказываниями наиболее крупных деятелей культуры различных эпох и народов.

В эпоху капитализма классовость культуры проявляется особенно рельефно и зримо, накладывает свой отпечаток буквально на все процессы ее развития. На самом деле. Чем объяснить, что на заре капитализма, в борьбе против феодализма, буржуазия выдвинула целую плеяду замечательных материалистов, а ныне проклинает материализм и проповедует махровый идеализм? Или почему идеологи современной буржуазии готовы испепелить творения реалистического искусства, созданные в период становления капитализма, и истошно восхваляют бессмысленную мазню абстракционистов?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что современная империалистическая буржуазия живет под гнетом страха перед близким и неизбежным будущим. Стремясь остановить историю, политические деятели современной буржуазии пытаются поставить на службу своей реакционной политике и идеологии достижения науки и техники, все средства и учреждения культуры. В страхе перед коммунизмом империалистическая буржуазия готова использовать любые средства, чтобы одурманить мозг народа, духовно разоружить трудящиеся массы, отвлечь их от активной исторической деятельности. Открывая "зеленую улицу" кривлякам от формализма, возводя на пьедестал гангстеров и садистов, современная буржуазная идеология объявила войну подлинной, прогрессивной культуре как внутри капиталистического мира, так и за его пределами.

Прекрасно понимая, что нет больше реальной возможности одолеть социалистический мир при помощи оружия, деятели реакционной империалистической буржуазии в наше время буквально из кожи вон лезут, чтобы навязать свои реакционные взгляды, свою психологию, свою мораль советским людям, делают главную свою ставку на борьбу идеологическую. В этих целях они выдвинули идейку насчет "мирного сосуществования коммунистических и буржуазных идей". Советским людям ясен истинный смысл этих идеологических диверсий. Современный мир - арена ожесточенной борьбы двух противоположных образов жизни, антагонистических мировоззрений. В этих условиях идеологическая борьба является одной из важнейших форм классовой борьбы, и, как подчеркнул июньский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС, наша задача состоит в том, чтобы развивать наступление на идеологическом фронте, разоблачать деградирующую культуру империализма, ее попытки воздействовать на сознание советских людей.

В обстановке непримиримой классовой борьбы двух идеологий нет и не может быть мирного сосуществования буржуазной и социалистической культуры.

Вот почему читателя не должна удивлять тенденциозность в подборе соответствующих афоризмов. В сборнике "Умное слово" нет места для реакционных высказываний тех или иных политических деятелей. В нашем сборнике нет места для различных антиреалистических взглядов на искусство. В разделе "О науке" читатель найдет лишь мысли о мощи и прогрессивном значении научного познания, но не обнаружит высказываний, принадлежащих различным пессимистам и мракобесам от науки. Сказанное относится и ко всем другим разделам сборника, например к разделу "О нравственности". Отношения частной собственности, господствовавшие в прошлом на протяжении тысячелетий, порождали в людях индивидуализм, эгоизм, человеконенавистничество. "Человек человеку - волк" - такова мораль этого общества.

Эта господствующая в антагонистических формациях мораль облекалась в определенные идеологические формы, что, в свою очередь, находило проявление и в соответствующих афоризмах. "Когда деньги впереди - все дороги открыты", "золотыми пулями всегда попадают в цель", "нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство"... Этими "перлами", характерными для морали шейлоков и собакевичей, обычно заполнялись дореволюционные сборники афоризмов. Эти "перлы" можно и сейчас в превеликом множестве обнаружить в сборниках афоризмов, выходящих за рубежом, в капиталистических странах. Чего только не найдешь здесь! "Мастер-рублик хоть куда, "нет" перекует в "да", "приобрести деньги постарайся сам, а достоинства уже отыщут в тебе другие", "никогда не говорите дурно о себе: ваши друзья сами достаточно наговорят о вас", "быть вполне искренним для женщины - то же, что показаться на людях без платья" и т. д. и т.п. В этих и подобных им афоризмах очень ярко обнаруживается психология старого общества - психология "золотого тельца", недоверия каждого к каждому, неравенства в отношениях между людьми разного пола и т. д.

Понятно, что такие афоризмы, как правило, не включались в наш сборник. Лишь в виде исключения в сборнике можно найти отдельные высказывания подобного рода (например, "человек человеку-волк", "деньги не пахнут" и пр.). Их включение в сборник связано с тем, что эти, характерные для буржуазной психологии и морали афоризмы часто цитируются в нашей печати для обличения нравов, господствующих в современном буржуазном обществе. Из соответствующих комментариев к этим афоризмам читатель может почерпнуть некоторые сведения об истории их появления, а пропагандисты - использовать их в своей работе.

В этой связи вообще следует заметить, что было бы неверно все афоризмы, приведенные в сборнике, рассматривать как абсолютно правильные и единственно разумные. Истина всегда конкретна. Каждый афоризм, как и мировоззрение его автора, нельзя рассматривать вне характеристики определенной исторической эпохи, вне определенных классовых и социальных обстоятельств жизни и деятельности того или иного мыслителя и т.д. Когда, например, мы читаем слова Цицерона: "Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы...", то мы не должны забывать, цитируя это изречение, что в наше время эти слова Цицерона приобретают новый смысл, поскольку само понятие "народ" теперь приобрело иное значение (в древнем Риме в это понятие, конечно, не включались рабы). Точно так же, т. е. исторически, нужно подходить и к оценке многих других афоризмов.

Изучая труды классиков марксизма-ленинизма, мы находим такие выражения, как "альфа и омега", "аннибалова клятва", "буриданов осел", "пиррова победа", "Шемякин суд" и т. д. В. И. Ленин в "Письмах из далека", требуя творческого отношения к марксистской теории, писал, что "было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в прокрустово ложе узко понятой "теории", вместо того, чтобы видеть в теории прежде всего и больше всего руководство к действию" . Что такое прокрустово ложе? Как родилось это выражение? В статье "К четырехлетней годовщине Октябрьской революции" В. И. Ленин говорит об очистке социальных отношений России, осуществляемых в ходе социалистической революции, о борьбе с пережитками феодализма в положении ранее угнетенных наций, о ликвидации бесправия женщин и т. д.: "Возьмите любую из этих авгиевых конюшен: вы увидите, что мы их вычистили начисто". Что такое авгиевы конюшни?

Необходимость дать краткие пояснения для целого ряда выражений, прочно вошедших в нашу речь, и указать (там, где это возможно) на их источник привела к включению в сборник не только афоризмов и изречений, но также и крылатых слов, вошедших в современный литературный язык на правах пословиц, поговорок, народных изречений, общеупотребительных выражений. Очень много таких метких слов и крылатых выражений мы находим в произведениях русских писателей: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, Д. Бедного, В. В. Маяковского. Вспомним хотя бы такие из них, как: "Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя", "Слона-то я и не приметил", "Человек! Это звучит гордо!", "И жизнь хороша, и жить хорошо".

Включение в сборник таких крылатых слов представляется тем более полезным, что многие из них хотя и безымянны, но имеют свою, подчас весьма любопытную историю. Таковы, например, крылатые слова, пришедшие к нам из античной мифологии ("ахиллесова пята", "сизифов труд", "троянский конь", "работа Пенелопы"), из истории древнего мира ("гордиев узел", "дамоклов меч" и др.), или такие, появившиеся позднее и ставшие общеупотребительными выражения, как "потемкинские деревни", "политика железа и крови", "желтая пресса" и т. п. Думается, что это, обычно в сборниках афоризмов не практикуемое, включение в сборник крылатых слов (с краткими к ним комментариями) будет одобрено читателем.

Составитель сборника - Анатолий Иванович Соболев - уже известен читателю как большой ценитель умного слова, как страстный собиратель жемчужин народной мудрости. Книга "Умное слово" является как бы продолжением выпущенных им ранее сборников "Народные пословицы и поговорки". По этой причине в книгу "Умное слово" народные пословицы и поговорки не вошли.


Рекомендуем посмотреть также:

См. страницу [Словари русского языка]
[На первую страницу] [содержние заказа ("корзинка покупателя")] [Связь с издательством]
[Англо-Русские] [Немецко-Русские] [Другие языки] [Русский язык]