ACHTUNG: Nueste Version von POLYGLOSSUM Wörterbücher auf unserer neuen Seite
Nueste Version des Polyglossum Wörterbuch-Programms, neue und erweiterte Wörterbuch-Dateien.
Suche Preisliste Aktuell Download Hauptseite
Feedback Fragen und Antworten Wie bekommt man Download-Wörterbücher?
Warenkorb  Warenkorb zeigen
Quotations for every day via FTP


Preis: $7.00


УМНОЕ СЛОВО

Афоризмы, мысли, изречения, крылатые слова

Составитель текста и автор комментариев А. И. Соболев

ПРЕДИСЛОВИЕ

История мировой культуры - это не только каменный топор неандертальца, паровая машина и атомный реактор, закон Архимеда, первый микроскоп и советские космические корабли. История мировой культуры-это не только великолепие индийского храма Тадж-Махал, скульптуры Фидия, фрески Рублева, полотна Рембрандта и музыка Чайковского... Это также глиняные клинописные таблички, египетские папирусы, пергаментные и металлические свитки, записи на камне и бересте. И книги. Миллионы и миллионы книг, в которых навеки отлиты мысли людей, их создавших, общественных и политических деятелей, философов и ученых, писателей и поэтов. Подчиняя себе природу и изменяя свои общественные отношения, люди все выше и выше поднимались по лестнице общественного прогресса, и каждый шаг в поступательном развитии общества, каждый рывок вперед в историческом развитии человечества запечатлен в мысли и слове Человека-творца.

К сожалению, далеко не все созданные человечеством ценности духовной культуры дошли до наших дней. Подлинным творцом духовной культуры является народ. Но в обществе, основанном на частной собственности, господствующие классы душат, давят, всячески притесняют народные таланты. И сколько замечательных мыслей не дошло до наших дней хотя бы потому, что их авторы принадлежали к угнетаемой части общества и не имели возможности, будучи неграмотными, даже их записать... А мысли записанные, разве они все сохранились? Вспомним, что уже начиная с древнейших времен произведения многих выдающихся прогрессивных мыслителей преследовались и зачастую уничтожались вместе с их авторами, что только во времена средневековья десятки тысяч <еретиков> (и, конечно, созданные ими произведения) были сожжены на кострах <святой> инквизиции.

Не удивительно поэтому, что от всех сочинений замечательного древнегреческого материалиста-диалектика Гераклита до нас дошло всего лишь несколько десятков фрагментов, а об одном из величайших материалистов древней Греции, учителе Демокрита - Левкиппе мы, по существу, ничего не знаем, кроме его имени. Многие бесценные сокровища мысли утеряны человечеством навсегда и по ряду других причин. Около 700 тысяч свитков хранилось, например, в знаменитой Александрийской библиотеке. Здесь были не только почти все произведения греческой литературы и науки, но и многие переведенные на греческий язык произведения восточных литератур. В 47 г. до н. э. эта уникальная библиотека пострадала от пожара, а позднее все ее фонды (включая и поступившие в распоряжение Александрии книжные сокровища Пергамской библиотеки) вообще погибли. Вот почему такую огромную, воистину общечеловеческую ценность представляют дошедшие до нас мысли выдающихся деятелей культуры прошлых эпох. Сборник <Умное слово> состоит в основном из афоризмов и изречений

В этих афоризмах и изречениях, составленных по принципу <немного, но многое>, - квинтэссенция народного опыта, сгусток народной мудрости. Здесь тесно словам, но зато просторно мыслям. Многие из этих афоризмов и изречений, в обобщенной форме выражая сущность очень сложных явлений, настолько метки и значимы, что воспринимаются последующими поколениями уже не как мысль того или иного конкретного лица, а как выражение умонастроения целой эпохи. Лаконичность, содержательность, глубина, яркость многих афоризмов, дошедших до наших дней, представляют не только большую познавательную ценность, но и придают им современное звучание. Когда, например, мы встречаем афоризм Пифагора: <Статую красит вид, а человека-деяние его>, то мы не можем не присоединиться к этому мнению древнегреческого философа, хотя оно было высказано почти две с половиной тысячи лет назад. Умное слово - вечно!

Свойство афоризма в яркой форме лаконично выражать глубокие по степени обобщения мысли в свое время породило даже своеобразный литературный жанр - афористическую литературу. Поскольку произведения этого жанра являлись чем-то средним между философским и художественным произведением, ему отдали дань и философы (например, М. Монтень, Б. Паскаль), и литераторы-моралисты (например, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер), и многие писатели и поэты (например, Г. Гейне, О. Уайльд). Литература подобного рода существует и в нашем веке. Сошлемся хотя бы на имена знаменитого чешского писателя Карела Чапека, известного русского историка В. О. Ключевского, видного современного польского философа и писателя Тадеуша Котарбиньского, автора многочисленных <поведзонок>. В афористическом стиле выдержаны <Логико-философский трактат> и <Философские исследования> австрийского философа-позитивиста Людвига Витгенштейна и т. д.

Но уже в XIX веке литература этого жанра принимает все более ярко выраженный сатирический характер. Своеобразным и, пожалуй, наиболее ярким произведением этого плана (и в некотором отношении пародией на сам литературный жанр афористики) явились знаменитые <Афоризмы> Козьмы Пруткова (литературный псевдоним, создателями которого были А. К. Толстой и братья Жемчужниковы). Афоризмы Козьмы Пруткова как образчик скудоумного, но весьма самодовольного <глубокомыслия> нередко с иронией цитируются и в наши дни. В свое время, выступая на открытии Института живого слова, А. В. Луначарский говорил: <Социализм не может не позаботиться о том, чтобы рядом с физическим, умственным, этическим и эстетическим воспитанием советского человека не была забыта такая важная и касающаяся всех четырех граней жизни задача, как задача развития речи и расцвета ее культуры>.

<Развитие речи и расцвет ее культуры...> Это предполагает, прежде всего, всемерное изучение замечательного публицистического таланта и ораторского искусства таких вдохновенных титанов мысли, какими были Маркс, Энгельс и Ленин. Это предполагает, далее, умелое использование огромного ораторского опыта, накопленного на протяжении десятков лет такими страстными пропагандистами идей марксизма-ленинизма, какими были Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Я. М. Свердлов, какими являются ныне руководители Коммунистической партии Советского Союза, а также многие деятели братских коммунистических партий.

Вспоминая о славных традициях лучших трибунов КПСС и мирового коммунистического движения, учась у них искусству огненного правдивого слова, каждый из нас не может не задуматься над тем, как талантливо и умело великие трибуны большевизма использовали и используют в своих печатных и устных выступлениях лучшие образцы ораторского искусства выдающихся деятелей культуры прошлого. Именно такого бережного отношения ко всему ценному и умному, что есть в культурном наследстве, всегда требовал В. И. Ленин. Он писал: <...Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры> (Соч., т. 31, стр. 292).

Уметь, критически и творчески переработав, использовать то лучшее, что содержится в духовном наследстве прошлых поколений, для того чтобы, непрерывно общаясь с народом, нести в массы проникновенное слово партийной правды, говорить с людьми живым, доходящим до самого сердца языком, - как часто эти ленинские заповеди предавались забвению в недавнем прошлом, во времена культа личности Сталина. Выступающие товарищи зачастую боялись импровизации, сочного образа, ярких сравнений. Умное слово сплошь и рядом подменялось чтением заранее написанных шпаргалок, язык многих лекторов и особенно авторов различных брошюр, посвященных общественно-политической тематике, потерял свою индивидуальность. А ведь идейная сила воздействия слова (а в политической пропаганде и агитации особенно!) находится в прямой зависимости от мастерства оратора, от его умения <жечь глаголом> сердца слушателей. <Личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно много значит. Без них нет политической деятельности, и даже само писание становится менее политическим>,-писал В. И. Ленин (Соч., т. 34, стр. 277-278).

Ныне, в условиях перехода от социализма к коммунизму, миллионы и миллионы советских людей принимают самое активное, самое непосредственное участие в общественно-политической деятельности. Выступая на собраниях и в печати, по радио и телевидению, участвуя в заседаниях советских и партийных органов, высказывая свои мысли и чувства, каждый должен уметь выразить их в наиболее доступной слушателям и в наиболее убедительной для них форме. Мы все нуждаемся в кратком, ярком, сочном, умном слове.

Вот почему нельзя не приветствовать выход в свет сборников, знакомящих советских читателей с лучшими образцами афористики. За последние годы издано несколько таких сборников: <Золотые россыпи> (составитель И. Б. Тумаркин, Одесское книжное издательство), <Мысли и афоризмы> (составители П. Ландесман и Ю. Согомонов, Азербайджанское государственное издательство) и др. Но наиболее удачным, на наш взгляд, является сборник <В мире мудрых мыслей> (составитель С. X. Карин, научный редактор доктор философских наук А. Г. Спиркин, издательство <Знание>). Однако в одном сборнике, даже таком солидном, как <В мире мудрых мыслей>, конечно, нет возможности <объять необъятное>. Сами издатели этой книги пишут, что <не все темы, включенные в книгу, равнозначны по своей широте, детализации и общественной значимости. Многие темы и совсем не затронуты, а по некоторым, видимо, взято не все самое лучшее>. Сказанное целиком относится и к книге <Умное слово>. Ее цель состоит в том, чтобы, по мере возможности не повторяясь, предоставить в распоряжение массового читателя дополнительный материал, характеризующий некоторые лучшие образцы афористики как прошлых лет, так и нашего времени.

Советский читатель, если он заинтересуется сборниками афоризмов, выходившими в России в дореволюционное время, или сборниками афоризмов, выпускающимися сейчас за рубежом, невольно будет поражен обилием цитат из религиозных книг, большим количеством изречений, принадлежащих всякого рода реакционным деятелям, высказываниями, в которых всячески пропагандируются идеи стяжательства, человеконенавистничества, национальной розни и т. д. Оно и понятно.

Ведь в духовной культуре прошлого есть много чуждого мировоззрению советского человека. Культура в антагонистических формациях носит ярко выраженный классово-антагонистический характер, она отражает свойственные этим формациям классовые противоречия, она развивается на основе этих противоречий и используется борющимися классами в своих целях. В культуре каждой нации, писал В. И. Ленин, <есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в виде только <элементов>, а в виде господствующей культуры> (Соч., т. 20, стр. 8).

Для того чтобы господствовать, эксплуататорским классам нужен не только кнут, но и пряник, не только палач, но и поп. Особенно большую роль в духовной жизни людей прошлых эпох по этим причинам играла церковь. Будучи искаженным, фантастическим, ненаучным взглядом на мир, религия на протяжении своей истории мешала людям в достижении истинного и глубокого знания о законах развития природы и общества. Но тем самым она мешала не только правильному познанию мира, но и всей деятельности человека, направленной на его преобразование. Так, например, в период средневековья религия превратила философию в служанку богословия, встала на горло науке, подчинила своему тлетворному воздействию и политику, и право, и мораль, и искусство, на протяжении многих веков оказывала тормозящее воздействие во всех областях общественной жизни. Лишь в борьбе против этого, задерживающего общественный прогресс влияния религии шло развитие духовной культуры человечества.

Стремление дать читателю не просто какой-то винегрет из афоризмов, а комплекс наиболее ярких высказываний мыслителей разных эпох, отражающих процесс развития научного миропонимания, обусловило необходимость исключения из нашего сборника афоризмов, которые были порождены ненаучным, религиозно-идеалистическим взглядом на мир. По этим же соображениям, а также имея в виду дать читателю, особенно пропагандисту, необходимый материал для борьбы с религиозными взглядами, бытующими еще и в наше время, в сборнике имеется специальный раздел <О религии и атеизме>, в котором можно ознакомиться с атеистическими взглядами и высказываниями наиболее крупных деятелей культуры различных эпох и народов.

В эпоху капитализма классовость культуры проявляется особенно рельефно и зримо, накладывает свой отпечаток буквально на все процессы ее развития. На самом деле. Чем объяснить, что на заре капитализма, в борьбе против феодализма, буржуазия выдвинула целую плеяду замечательных материалистов, а ныне проклинает материализм и проповедует махровый идеализм? Или почему идеологи современной буржуазии готовы испепелить творения реалистического искусства, созданные в период становления капитализма, и истошно восхваляют бессмысленную мазню абстракционистов?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что современная империалистическая буржуазия живет под гнетом страха перед близким и неизбежным будущим. Стремясь остановить историю, политические деятели современной буржуазии пытаются поставить на службу своей реакционной политике и идеологии достижения науки и техники, все средства и учреждения культуры. В страхе перед коммунизмом империалистическая буржуазия готова использовать любые средства, чтобы одурманить мозг народа, духовно разоружить трудящиеся массы, отвлечь их от активной исторической деятельности. Открывая <зеленую улицу> кривлякам от формализма, возводя на пьедестал гангстеров и садистов, современная буржуазная идеология объявила войну подлинной, прогрессивной культуре как внутри капиталистического мира, так и за его пределами.

Прекрасно понимая, что нет больше реальной возможности одолеть социалистический мир при помощи оружия, деятели реакционной империалистической буржуазии в наше время буквально из кожи вон лезут, чтобы навязать свои реакционные взгляды, свою психологию, свою мораль советским людям, делают главную свою ставку на борьбу идеологическую. В этих целях они выдвинули идейку насчет <мирного сосуществования коммунистических и буржуазных идей>. Советским людям ясен истинный смысл этих идеологических диверсий. Современный мир - арена ожесточенной борьбы двух противоположных образов жизни, антагонистических мировоззрений. В этих условиях идеологическая борьба является одной из важнейших форм классовой борьбы, и, как подчеркнул июньский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС, наша задача состоит в том, чтобы развивать наступление на идеологическом фронте, разоблачать деградирующую культуру империализма, ее попытки воздействовать на сознание советских людей.

В обстановке непримиримой классовой борьбы двух идеологий нет и не может быть мирного сосуществования буржуазной и социалистической культуры.

Вот почему читателя не должна удивлять тенденциозность в подборе соответствующих афоризмов. В сборнике <Умное слово> нет места для реакционных высказываний тех или иных политических деятелей. В нашем сборнике нет места для различных антиреалистических взглядов на искусство. В разделе <О науке> читатель найдет лишь мысли о мощи и прогрессивном значении научного познания, но не обнаружит высказываний, принадлежащих различным пессимистам и мракобесам от науки. Сказанное относится и ко всем другим разделам сборника, например к разделу <О нравственности>. Отношения частной собственности, господствовавшие в прошлом на протяжении тысячелетий, порождали в людях индивидуализм, эгоизм, человеконенавистничество. <Человек человеку - волк> - такова мораль этого общества.

Эта господствующая в антагонистических формациях мораль облекалась в определенные идеологические формы, что, в свою очередь, находило проявление и в соответствующих афоризмах. <Когда деньги впереди - все дороги открыты>, <золотыми пулями всегда попадают в цель>, <нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство>... Этими <перлами>, характерными для морали шейлоков и собакевичей, обычно заполнялись дореволюционные сборники афоризмов. Эти <перлы> можно и сейчас в превеликом множестве обнаружить в сборниках афоризмов, выходящих за рубежом, в капиталистических странах. Чего только не найдешь здесь! <Мастер-рублик хоть куда, <нет> перекует в <да>, <приобрести деньги постарайся сам, а достоинства уже отыщут в тебе другие>, <никогда не говорите дурно о себе: ваши друзья сами достаточно наговорят о вас>, <быть вполне искренним для женщины - то же, что показаться на людях без платья> и т. д. и т.п. В этих и подобных им афоризмах очень ярко обнаруживается психология старого общества - психология <золотого тельца>, недоверия каждого к каждому, неравенства в отношениях между людьми разного пола и т. д.

Понятно, что такие афоризмы, как правило, не включались в наш сборник. Лишь в виде исключения в сборнике можно найти отдельные высказывания подобного рода (например, <человек человеку-волк>, <деньги не пахнут> и пр.). Их включение в сборник связано с тем, что эти, характерные для буржуазной психологии и морали афоризмы часто цитируются в нашей печати для обличения нравов, господствующих в современном буржуазном обществе. Из соответствующих комментариев к этим афоризмам читатель может почерпнуть некоторые сведения об истории их появления, а пропагандисты - использовать их в своей работе.

В этой связи вообще следует заметить, что было бы неверно все афоризмы, приведенные в сборнике, рассматривать как абсолютно правильные и единственно разумные. Истина всегда конкретна. Каждый афоризм, как и мировоззрение его автора, нельзя рассматривать вне характеристики определенной исторической эпохи, вне определенных классовых и социальных обстоятельств жизни и деятельности того или иного мыслителя и т.д. Когда, например, мы читаем слова Цицерона: <Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы...>, то мы не должны забывать, цитируя это изречение, что в наше время эти слова Цицерона приобретают новый смысл, поскольку само понятие <народ> теперь приобрело иное значение (в древнем Риме в это понятие, конечно, не включались рабы). Точно так же, т. е. исторически, нужно подходить и к оценке многих других афоризмов.

Изучая труды классиков марксизма-ленинизма, мы находим такие выражения, как <альфа и омега>, <аннибалова клятва>, <буриданов осел>, <пиррова победа>, <Шемякин суд> и т. д. В. И. Ленин в <Письмах из далека>, требуя творческого отношения к марксистской теории, писал, что <было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в прокрустово ложе узко понятой <теории>, вместо того, чтобы видеть в теории прежде всего и больше всего руководство к действию> . Что такое прокрустово ложе? Как родилось это выражение? В статье <К четырехлетней годовщине Октябрьской революции> В. И. Ленин говорит об очистке социальных отношений России, осуществляемых в ходе социалистической революции, о борьбе с пережитками феодализма в положении ранее угнетенных наций, о ликвидации бесправия женщин и т. д.: <Возьмите любую из этих авгиевых конюшен: вы увидите, что мы их вычистили начисто>. Что такое авгиевы конюшни?

Необходимость дать краткие пояснения для целого ряда выражений, прочно вошедших в нашу речь, и указать (там, где это возможно) на их источник привела к включению в сборник не только афоризмов и изречений, но также и крылатых слов, вошедших в современный литературный язык на правах пословиц, поговорок, народных изречений, общеупотребительных выражений. Очень много таких метких слов и крылатых выражений мы находим в произведениях русских писателей: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Горького, Д. Бедного, В. В. Маяковского. Вспомним хотя бы такие из них, как: <Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя>, <Слона-то я и не приметил>, <Человек! Это звучит гордо!>, <И жизнь хороша, и жить хорошо>.

Включение в сборник таких крылатых слов представляется тем более полезным, что многие из них хотя и безымянны, но имеют свою, подчас весьма любопытную историю. Таковы, например, крылатые слова, пришедшие к нам из античной мифологии (<ахиллесова пята>, <сизифов труд>, <троянский конь>, <работа Пенелопы>), из истории древнего мира (<гордиев узел>, <дамоклов меч> и др.), или такие, появившиеся позднее и ставшие общеупотребительными выражения, как <потемкинские деревни>, <политика железа и крови>, <желтая пресса> и т. п. Думается, что это, обычно в сборниках афоризмов не практикуемое, включение в сборник крылатых слов (с краткими к ним комментариями) будет одобрено читателем.

Составитель сборника - Анатолий Иванович Соболев - уже известен читателю как большой ценитель умного слова, как страстный собиратель жемчужин народной мудрости. Книга <Умное слово> является как бы продолжением выпущенных им ранее сборников <Народные пословицы и поговорки>. По этой причине в книгу <Умное слово> народные пословицы и поговорки не вошли.

Goods like this...

(c) ETS publishing house, 1997-2002.